Савловская Лариса Дионисовна
проект « Я - семь я»
01 сентября — 01 июня
Муниципальноебюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №45 «Октябрёнок»город Смоленск.
Инновационныйпроект детско-родительскогосотрудничества «Я –семь я»
Савловская ЛарисаДионисовна - воспитатель
Апраксина Галина Валентиновна – старший воспитатель
Смоленск
Содержание: 1. Система работы. 2. Пояснительнаязаписка 2.1.Актуальность. 2.2.Цель и задачи. 2.3.Целевая аудитория 2.4.Принципы и подходы 2.5.Планируемые результаты. 3. План работы. 4. Приложение. 4.1 Организованная образовательнаядеятельность детей. 4.2 Информационные стенды для родителей. 4.3 Презентация Альбом «Я - дошколёнок».
Продолжительность проекта: 1 год. Вид проекта:практико-ориентированный. Участники проекта: Воспитанники средней группы «Ромашечки»,родители, воспитатели. 1.Система работы. 1. Выявление проблемы. 2.Организация работы над проектом: составление плана работы и подготовка теоритического и практического материала. 3.Реализация проекта. 4.Презентация проекта Альбом« Я - дошколёнок». 5.Фильм «И память о войне, нам книга оживит». 2.Пояснительная записка. 2.1.Актуальность реализации проекта: Современное общество нуждается ввосстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье,пропаганду семейного образа жизни. В дошкольнойпедагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда, в которойосуществляется семейное воспитание ребенка. Дошкольное образовательноеучреждение традиционно оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессевзаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Однако в рамках этой деятельности не всегдаможно сформировать у дошкольников адекватные представления о семье. Детейнеобходимо знакомить с семьей как с явлением общественной жизни, основнымсоциальным институтом, ее назначением и особенностями, начиная с самого раннеговозраста на доступном их пониманию уровне. В дошкольномвозрасте у детей начинают формироваться элементарные представления оявлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этоговозраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяетвоспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и,прежде всего, к близким, к своей семье.Аведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его перваяи самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителемтрадиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшиекачества людей. Ознакомление детей с понятием «семьяневозможна без поддержки самой семьи». Мой проект – прекрасный поводпоразмышлять о роли семьи вжизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современныхусловиях. Работа над проектом имеетбольшое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развитиядетско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно.Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважениек членам семьи, прививать к детям чувствопривязанности к семье и дому. Новизнамоего проекта в том, что каждое мероприятие проекта сохраняется вфотодокументе и за тем собирается в альбом. 2.2. Цель и задачи проекта для детей. Цель: Формированиеу детей первоначальных представлений о семье. Воспитание чувства привязанности илюбви к своим родителям, родственникам. Нравственное развитие: • продолжать воспитыватьэмоциональную отзывчивость на состояние близких людей; • воспитыватьвежливое отношение к окружающим людям; • воспитывать желание помогать своим близким; • воспитывать интерес к выполнению своих домашнихобязанностей. Умственное развитие: • учить называть имена и отчества родителей; • продолжать обогащать словарный запас словами,обозначающими родство (родители, мама, папа, муж, жена, бабушка, дедушка, брат,сестра, сын, дочь, внук, внучка); • формировать представление о том, что такое семья (семьяобъединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер; семьибывают большие и маленькие; в семье все любят друг друга, заботятся друг одруге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно,говорят друг с другом ласково); • формировать представления о том, что любовьвыражается в заботе о своих родных, помощи им, конкретных делах; • формировать представление о том, что в семье у всех – и увзрослых, и у детей есть свои обязанности. Цель и задачи проекта дляродителей. Цель: Привлечь родителей к установлению в семье правил,норм поведения,обычаев, традиций, формироватьпотребность к формированию семейных ценностей. Задачи вработе с родителями: · Способствовать активному вовлечению родителей всовместную деятельность с ребёнком в условиях семьии детского сада. · Заинтересоватьродителей актуальностью данной темы, сделать их единомышленниками впроцессе укрепления института семьи и формирования личности семьянина; · Повысить компетенцию родителей в вопросах изученияистории своей семьи через формирование фотоальбомов, составление генеалогическогодрева, изучение тематической литературы, выступления на родительскихсобраниях, оформление стендовых консультаций со стороны педагогов учреждения; · Привлечь родителей к непосредственному участию всовместной практической деятельности с детьми по созданию иллюстративного материалао функционировании семей, тем самым сблизить интересы детей и родителей. · Установить партнерские отношения с семьей каждогоребенка. 2.3. Целевая аудитория. Дети и родители средней группы «Ромашечки». 2.4. Принципы и подходык формированию содержания проекта. Содержание проекта составлено сучетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженныхв Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования; - полноценное проживание ребенкомвсех этапов детства (младенческого, раннего, дошкольного возраста), обогащениедетского развития; - построение образовательнойдеятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при которомсам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становитсясубъектом образования; - содействиеи сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником(субъектом) образовательных отношений; -поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; -сотрудничество МБДОУ с семьей; -приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества,государства; -формирование познавательныхинтересов и познавательных действий в разных видах детской деятельности; -возрастная адекватность дошкольногообразования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностямразвития); -учет этнокультурной ситуации развития детей; - принцип развивающего образования, реализующийся через деятельностькаждого ребенка в зоне ближайшего развития; - соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, т.е. достижениепоставленных целей и решение задач только на необходимом и достаточномматериале; -принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастнымивозможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностямиобразовательных областей; -комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса наоснове проектного метода; -построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работыс детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видомдеятельности для них является игра; -принцип непрерывности образования обеспечивает связь всех ступенейдошкольного образования, от младшего дошкольного возраста до старшегодошкольного возраста. - принцип системности. Принципывзаимодействия с родителями: - Преемственностьсогласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится присогласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон,«выстроенных по принципу единства, уважения друг к другу, требований к ребёнку,распределения обязанностей и ответственности». - Гуманный подход к выстраиваниювзаимоотношений семьи и ДОУ - признание достоинства, свободы личности,терпимости к мнению другого, доброе, внимательное отношение всех участниковвзаимодействия. - Открытость поотношению к семьям воспитанников. - Индивидуальный подход - Доброжелательныйстиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение являетсятем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов сродителями. - Сотрудничество изаинтересованное партнерство. - Динамичность. Детскийсад должен находиться в режиме развития, представлять собой мобильнуюсистему, быстро реагировать в зависимости от изменения социальной ситуации,жизненных ситуаций в семьях. 2.5.Планируемыерезультаты проекта: Для детей: · Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях. · Проявление уважение и заботы ко всем членам семьи. · Умениеорганизовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знанийо семье. · Понимание значимости семьи вжизни каждого человека.
Для родителей: · Заинтересованность родителей к активному участию вреализации проекта. · Развит интерес и желание продолжать семейные традиции,принимать посильное участие в подготовке семейных праздников; бережно хранитьпочетные грамоты и поджарки, регулярно обращая на это внимание детей. · Собственным примером показать ребенку проявлениелюбви, заботы и уважения к членам семьи; Для педагогов: · Повышение теоретического уровня и профессиональностипедагогов. · Внедрение инновационных технологий. · Личностный и профессиональный рост.Самореализация. Примерная диагностика знаний и представлений детей осемье в средней группе. К концу годадети могут: • называть имена и отчества родителей; • знать и понимать слова, обозначающие родство (мама,папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка); • понимать родственные отношения: дети – родители(мама, папа – сын, дочь; бабушка и дедушка – родители мамы или папы ребенка), бабушка и дедушка –внук, внучка; • иметь представление о том, что семья – это мама,папа, бабушки, дедушки, братья, сестры; семьи бывают разные (большие ималенькие); в семье все любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают,жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другомласково; в семье у всех – и у взрослых, и у детей есть свои обязанности; • проявлять эмоциональную отзывчивость на состояниеродных и близких; заботу о них и желание им помогать; • проявлятьинтерес к выполнению домашних обязанностей. Рекомендациидля родителей: • определитькруг обязанностей ребенка; • поощрятьих выполнение ребенком; • продолжатьбеседовать с ребенком о членах семьи, о родственных отношениях; об обязанностяхи взаимопомощи в семье; •рассказывать ребенку о профессиональной деятельности членов семьи. Вопросы кдетям: – Как тебязовут? Назови свои имя и фамилию. – Назовиимя, фамилию и отчество папы. – Назовиимя, фамилию и отчество мамы. – Как зовуттвою бабушку? – Как зовуттвоего дедушку? – Какие утебя есть домашние обязанности? Ситуации дляобсуждения: 1. Кто-то из твоих близких, родных устал, болеет,расстроен. Как ты будешь себя вести? Что ты можешь сделать для своих родных? 2. Ты любишь своих родных, уважаешь старших (папу,маму, бабушку, дедушку). В каких поступках проявляется твоя любовь поотношению к твоим родным и забота о них? Задания детям. Рассмотреть рисунок сизображением членов семьи: брат, сестра, мама, папа, дедушка, бабушка. Показатьна рисунке членов семьи и назвать слова, обозначающие родство (родители, дети,мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка). Объяснитьродственные отношения (кто кому кем приходится). Воспитательзадает следующие вопросы: – Ктоизображен на рисунке? (Люди, родные, семья.) – Кем детиприходятся маме и папе? (Сыном, дочерью или дочкой.) – Как можноназвать маму и папу одним словом? (Родители.) – Кем приходятсядруг другу мальчик и девочка, изображенные на рисунке? (Они брат исестра.) – Кто онидля бабушки и дедушки? (Внук, внучка.) – Кемприходятся друг другу мама и папа? (Они муж и жена.) – Кемприходятся друг другу бабушка и дедушка? (Муж и жена.) Критерииоценки
Примерныеуровни оценки
Примернаяхарактеристика уровней знаний Ниже среднего Называетсвое имя, свою фамилию, имена родителей. Называет слова, обозначающие родство:мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра. Может проявлять эмоциональнуюотзывчивость или имеет представления о том, что взрослым нужно помогать. Средний Уверенно называет свое имя, свою фамилию. Знает именаи отчества родителей. Называет имена бабушек и дедушек. Называет слова,обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра,сын, дочь, внук, внучка. Частично понимает родственные отношения: мама, папа,родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка.Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, можетпожалеть, посочувствовать. Знает о том, что нужно помогать взрослым. Имеетнекоторые представления о домашних обязанностях. Высокий Уверенно называет свое имя и свою фамилию, именародителей, называет имена бабушек и дедушек. Называет слова, обозначающиеродство: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра. Называет слова,обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра,сын, дочь, внук, внучка. Понимает родственные отношения: мама, папа, родители,муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка. Понимает,что бабушка и дедушка – это родители мамы или папы. Проявляет эмоциональнуюотзывчивость на состояние близких людей, может пожалеть, посочувствовать.Знает, что нужно помогать взрослым. Имеет представления о том, что в семье увсех есть домашние обязанности. Пытается проявлять заботу о своих родных,помогая им, выполняя простейшие обязанности, включающие навыки самообслуживания(самостоятельно ест, одевается, убирает свои игрушки, одежду и пр.)
Вывод: Как показала практика, проектная деятельность оченьактуальна и эффективна. Сочетание различных видов детской деятельности вовзаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет знаниявоспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительностьгораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проектно –исследовательской деятельности знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясьна личный опыт ребенка. Проявляют эмоциональную отзывчивость на состояниеблизких людей, могут пожалеть, посочувствовать.Я стараюсь создать атмосферусотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческимделом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любуюпроблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он даетвозможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживатьего любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знанияв той или иной деятельности. 3.План реализациипроекта:
План проекта:
Мониторингзаинтересованности родителей. Критерии,по которым можно определить степень эффективности работы с родителями«Включенность» родителей. Этот критерий отражает количественные показателиприсутствия родителей на групповых мероприятиях; помощь родителей в оснащениипедагогического процесса. Качественные показатели «включенности»:инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместнойдеятельности детей и взрослых, а также активность участия родителей, когда ониначинают открыто интересоваться содержанием образовательного процесса,становятся инициаторами общения. Такой анализ включенности позволяет выделитьтри группы родителей: · Родители –лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют ввоспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. · Родители –исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации. · Родители –критические наблюдатели.
Вывод: Анализ мониторингаактивности семей в совместнойдеятельности родителей и педагогов для создания единственного образовательногопространства воспитанников позволяет увидеть положительную динамику (3 балла)количества семей - лидеров; (2 балла)количества семей - исполнителей , (1балл) количества семей-наблюдателей. Родители доверяют педагогам, а такжесложившейся системе воспитания и образования в детском саду. Такое доверие естьодин из важных показателей качества образовательных услуг ДОУ. Тем не менее, входе исследования выявлены проблемы, существующие в ДОУ при реализацииОбразовательной программы ДОУ, над устранением которых необходимо работать:состояние материальной базы ДОУ. Частично недовольны материальной базой учреждения 3 родителя, чтосоставляет 8% от числа всех родителей. 92% полностью удовлетвореныкачеством образования. Литература: 1.ЕленаКонстантиновна Ривина. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособиедля педагогов и родителей. Для работы с детьми 2–7 лет 2.Библиотека"Программы воспитания и обучения в детском саду" под общейредакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой 3.В.П.Дуброва.Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. 4. Приложение 4.1. Организованная образовательная деятельность детей. 1. Беседа «Моя семья» Цель: Познакомить с понятием «семья», с членами семьи, с отношениями в семье. Задачи. Формировать элементарные представления о семье как о явлении общественной жизни. Знакомить детей со словами обозначающими родство (мама, папа, бабушка, дедушка, дочь, сын, внук, внучка); воспитывать любовь и уважение к родным; развивать эмоциональную отзывчивость, мышление, речь. Материалы. Плоскостные изображения сказочного дома – теремка; членов семьи: мальчика Вани, мамы, папы, дедушки и бабушки, брата и сестры. Ход беседы. Воспитатель помещает изображение сказочного дома на мольберт и начинает рассказ: «В одной волшебной стране, в сказочном городе стоит чудесный теремок, а живет в нем мальчик Ванечка. (Выставляет на мольберте плоскостное изображение мальчика.) Ребята, как вы думаете, хорошо ли Ване живется в теремке? (Хорошо.) Дом большой, а мальчик Ваня еще маленький, неужели он там один живет? (Конечно нет.) А кто еще живет в тереме? Давайте подумаем. У Ванечки, наверное, есть родные. Кто это? (У Вани есть мама и папа.) (Воспитатель предлагает ребятам прикрепить к мольберту изображения мамы и папы.) Мальчик Ваня живет не один, с ним живут его родители, его мама и папа. У Вани есть мама. Давайте подумаем, какой она может быть? Какие ваши мамы? (Добрая, ласковая, заботливая.) У Вани есть папа. Как вы думаете, какой у Вани папа? (Добрый, заботливый.) Мама и папа – это родители Вани. А мальчик Ваня кто им, как вы думаете? (Ваня их сын.) Кто еще, по вашему мнению, может жить вместе с Ваней и его родителями? (Бабушка и дедушка.) А для них кто мальчик Ваня? Кем он им приходится? (Ваня для своих бабушки и дедушки внук.) (Воспитатель просит ребят прикрепить к мольберту изображения дедушки и бабушки.) Вот как много людей живет в сказочном теремке, все они родные друг другу. Мы узнали, что у Вани много родных: родители – мама и папа, бабушка, дедушка». Физкультминутка Пальчиковая гимнастика сопровождается русской народной потешкой: Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папенька, Этот пальчик – маменька, Этот пальчик – наш малыш, Наш малыш! Зовут его Ванюша! Воспитатель спрашивает у детей: «Кто еще из родных может жить с Ваней в теремке?» (Братья и сестры.) Объясняет, что у мальчика Вани есть старший брат и младшая сестра. Предлагает ребятам прикрепить их изображения к мольберту и говорит: «Как хорошо теперь живется в сказочном теремке, как много у Вани родных. Все любят друг друга, заботятся друг о друге, взрослые играют с детьми, а дети помогают взрослым. Как мы можем назвать всех этих людей: детей, их родителей, дедушку и бабушку? (Это – семья. Все эти люди – члены семьи, родные.) Давайте вспомним, кто это, кем они приходятся друг другу. Кто Ваня для своих мамы и папы? (Сын.) А кем приходится им сестра Вани? (Она их дочь.) А кто для родителей Вани его брат? (Их сын.) У родителей Вани трое детей – двое сыновей и одна дочь. А кем приходятся эти дети бабушке и дедушке? (Они их внуки. Сестра Вани – внучка, а Ваня с братом – внуки.)» Рефлексия: Воспитатель: У нас у всех тоже есть семьи. Вы для своих родителей сыновья и дочери, для бабушек и дедушек – внуки и внучки. У некоторых из вас есть, как и у Вани, братья или сестры, для которых вы тоже брат или сестра. 2. Беседа « Генеалогическое древо». «Родословная – старинная русская традиция». Цель: познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо», «поколение». Задачи. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, родным, родственникам, предкам. Закреплять представления о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий; о традициях и обычаях; воспитывать уважительное отношение к старшим; развивать познавательные интересы, логическое мышление. Материал. Рисунки « Славянская семья», «Кузнец» . Ход ООД. Воспитатель говорит детям: «Мы с вами много говорили о семье, рассматривали иллюстрации, репродукции картин, выучили много стихов. Сегодня мы вновь поговорим о семье, но теперь о людях, которые жили в старину. Рассмотрите рисунок. Что изображено на рисунке? Чем эта иллюстрация отличается от тех, что вы видели раньше? Этот рисунок отражает современную жизнь или рассказывает нам о прошлом? (Рассказывает о прошлом.) Почему вы решили, что на рисунке изображено прошлое? (Одежда у людей необычная, старинная.) Какую одежду носили в старину люди? (Мужчины носили длинные рубахи с поясом, женщины надевали рубахи, сарафаны, повязывали платочки.) Как вы думаете, люди, изображенные на рисунке, живут в современной квартире? (Нет, они живут в избе.) Что подсказывает нам, что они живут в избе? (В избе деревянные стены, есть печь.) В каждой крестьянской избе была печь. Она согревала избу. В ней готовили еду, на лежанках отдыхали. Какие старинные предметы вы видите на рисунке? (Деревянные ложки и кубки, ухват с глиняным горшком в руках у девушки, прялка.) Прялка – удивительный предмет. Он нужен для того, чтобы прясть пряжу – нитки. Кудель, например, клочок шерсти, нанизывали сверху прялки, вытягивали и скручивали шерстяную ниточку, наматывали ее на веретено. Итак, благодаря рисунку, мы можем представить, что попали в прошлое, оказались в старинной крестьянской избе. Как вы думаете, люди, изображенные на рисунке, чужие или родные друг другу? (Родные.) Как можно назвать их одним словом? (Это – семья.) Сегодня мы побеседуем с вами об этой семье. Мы знаем, что эта семья жила давно. Мы видим, что эта семья большая. Подумайте, кто кем кому приходится в этой семье? Посмотрите внимательно, постарайтесь найти на рисунке самых старших членов этой большой семьи. На рисунке есть надписи, которые помогут вам в этом. Кто же старше всех в этой семье? (Дедушка и бабушка.) Рядом с ними сидит отец. Как вы думаете, кем он приходится дедушке и бабушке? (Он их сын.) Кто стоит возле отца? (Его сыновья, внуки бабушки и дедушки.) Как вы думаете, почему молодые люди стоят? (Они выражают свое уважение старшим членам семьи.) В старину в семьях почитали, уважали старших, слушались их, не смели им перечить, не перебивали их и не капризничали. Родители, дедушки и бабушки учили детей и внуков всему, что умели сами, передавали им свой жизненный опыт. Посмотрите, как внимательно сыновья слушают отца – он рассказывает им что-то очень важное, интересное. Дети обращались к своим родителям на «вы», с почтением, уважительно, ласково. Отца величали батюшкой, мать – матушкой. Дети во всем помогали родителям. Художник нарисовал, как дочь помогает своей матушке готовить еду. Воспитывали в детях привычку к труду, трудолюбие. А чем в это время занята матушка? (Она прядет пряжу и присматривает за маленькой девочкой – своей племянницей.) Что означают слова «племянница», «племянник»? Какие родственные отношения они объясняют? (Племянники – это дети братьев или сестер родителей.) Чья дочь, эта маленькая девочка, изображена на рисунке? (Маленькая девочка – дочь брата отца, дяди.) Для отца и матери этой семьи маленькая девочка – племянница. А сыновьям и дочери кем она приходиться? (Для сыновей и дочери – она двоюродная сестра.) Кем приходится маленькая девочка бабушке и дедушке? (Она – внучка бабушки и дедушки.) Как вы думаете, у этой девочки есть родители? (Да, у нее есть мать и отец.) Кто-нибудь из ее родителей изображен на этом рисунке? (Да, ее отец, он входит в избу.) Отец этой маленькой девочки приходится братом отцу большой дружной семьи, изображенной на рисунке, дядей его детям. Семьи в старину были дружными, родственники всегда помогали друг другу. Пока брат отца с женой были заняты, ездили в город на ярмарку, за их дочерью присматривали его родные. Люди были отзывчивыми и гостеприимными, как говорили раньше, хлебосольными. Гостей встречали хлебом с солью. Любили веселье, игры, пляски, хороводы. Такие были в старину обычаи, традиции». Физкультминутка Проводится народная подвижная или хороводная игра. Воспитатель объясняет детям, что обычай – это то, что принято делать обычно, по привычке, каждый день. Традиции – это издавна принятые обычаи. Обычаи передавались от отцов и дедов детям, внукам и со временем становились традициями. Продолжает беседу: «Давайте повторим, какие были обычаи в старину? (Дети уважали старших, люди были трудолюбивыми, дружными, гостеприимными, обращались друг к другу ласково, с уважением, помогали друг другу.) Как обращались друг к другу в семье? Как ласково, уважительно называли маму, отца, других членов семьи? (Матушка, батюшка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка.) Какие хорошие, замечательные обычаи! Мы стараемся им следовать, поддерживаем традиции. В старину люди очень хорошо знали своих родных, родственников, предков. Предки – это наши родные, которые жили до нас, вперед нас, перед, пред нами. Мы – их потомки, мы живем потом, после них. Дедушки и бабушки рассказывали внукам о своих родителях, дедушках и бабушках, о предках. Этой традиции тоже обязательно нужно следовать, стараться как можно больше узнать о своих предках, сохранять память о них. Что нужно знать, чтобы рассказать другим людям о членах своей семьи, о своих родных, родственниках, предках? (Их имена, отчества, фамилии.) Действительно, прежде всего, нужно хорошо знать имена, отчества, фамилии своих родных. Но этого тоже недостаточно. Хорошо если со временем вы узнаете, где они родились, жили, работали, каких успехов достигли. Как вы думаете, у людей, изображенных на рисунке, есть имена? (Конечно, у них есть имена.) Мы не знаем, как их звали, но мы можем придумать каждому из членов этой семьи имена, красивые, старинные, как в сказках». Дети предлагают, обсуждают и с учетом мнения большинства ребят выбирают имена. Воспитатель подводит итог обсуждению: "Не имя красит человека, а человек имя. От того, каков человек, зависит отношение к нему окружающих. Если постоянно делать добрые дела, вас станут уважать, запомнят по добрым делам и поступкам. Давным-давно у людей не было фамилий, а были только имена. Но одинаковые имена встречаются довольно часто, а чтобы было понятно, о ком идет речь, люди использовали отчества, прозвища. Например, Иван Петрович, Петров старший сын, кузнецов внук". Воспитатель обращает внимание детей на рисунок, изображающий кузнеца за работой: «Предком этой семьи был искусный кузнец. Он передал своим потомкам не только секреты кузнечного мастерства, но от его ремесла, его профессии произошла и фамилия – Кузнецовы. Так появился род Кузнецовых. Род объединяет родственников, имеющих одну и ту же фамилию. С давних времен существовал обычай вести свою родословную. Родословная – слово о роде, рассказ о своей семье, родственниках, предках. Родословная рассказывает об истории семьи. Сегодня мы с вами попробуем составить родословную семьи Кузнецовых, изображенной на рисунке. Как вы думаете, с кого следует начать составлять родословную? (С дедушки и бабушки.) Почему нужно начать с дедушки и бабушки?» (Потому что они самые старшие в семье.) Ребята прикрепляют листочки с именами, которые они придумали для членов семьи Кузнецовых, к доске или мольберту в следующем порядке: дедушка, бабушка, отец, мать, брат отца, сыновья, дочь, племянница. В результате получается схема родственных отношений. Воспитатель обращает внимание детей на то, что имена выстроились тремя рядами. Каждый из этих рядов указывает на поколение: поколение дедушек и бабушек, поколение родителей, поколение детей. Воспитатель объясняет, что поколение объединяет людей примерно одного возраста, спрашивает: «Сколько поколений семьи Кузнецовых получилось на схеме?» (Три поколения.) Рефлексия: Педагог задает детям вопросы: «Чем мы с вами сейчас занимались? (Составляли родословную семьи Кузнецовых.) А что такое родословная? (Родословная – это рассказ о своей семье.) Сегодня мы узнали, как жили люди, наши предки, в старину, какие у них были обычаи. Познакомились с замечательной старинной традицией ведения родословной. На следующих занятиях мы с вами сделаем родословные уже для ваших семей. О своих родных, о семье можно рассказать словами, можно составить схему, а можно создать красивый образ – дерево, цветок, дом, корабль». 3. Беседа «Моя мама». Цель. Закреплять знание детьми имен их матерей; воспитывать любовь и уважение к маме; развивать эмоциональную отзывчивость. Ход беседы. Воспитатель привлекает внимание детей к мольберту, на котором прикреплены фотографии их мам, и спрашивает: «Кого вы видите на фотографиях? Кто это?» (Моя мама. Это – наши мамы.) Предлагает 4–5 ребятам взять фотографии их мам и рассказать о них: «Возьми мамину фотографию. Расскажи нам, как зовут твою маму? Какая она? Какие ласковые слова ты можешь сказать своей маме?» Обобщая высказывания детей, воспитатель говорит, что мамы заботятся о своих детях, любят их. Мамы ходят на работу, а еще у них много дел дома. Нужно жалеть свою маму, слушаться, не капризничать, обращаться к ней ласково, называть «мамочка», «мамулечка», стараться помогать. Тогда мама будет уверена, что сынок или дочка тоже ее очень любят. Далее воспитатель сообщает ребятам, что к ним в гости пришла кукла Даша, обращает их внимание на то, что у Даши очень красивое платье, которое сшила бабушка Алеши. Воспитатель предлагает детям встать в кружок на ковре, говорит, что кукла Даша хорошо знает имена ребят, но ей очень интересно будет узнать, как зовут их мам. Дает ребенку в руки куклу. Малыш называет имя своей мамы и передает куклу стоящему рядом ребенку. Воспитатель поощряет высказывания детей, оказывает им помощь в случае необходимости. Рефлексия: Кукла Даша очень рада тому, что все ребята хорошо знают имена своих мам. Предлагает детям послушать стихотворение И. Косякова «Мама»: – Кто вас, детки, крепко любит, Кто вас нежно так голубит И заботится о вас, Не смыкая ночью глаз? – Мама дорогая! – Колыбель кто вам качает, Кто вам песни напевает, Кто вам сказки говорит И игрушки вам дарит? – Мама золотая!
4. Беседа «Семейный праздник – День Победы» Цель: Воспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников; через ознакомление с событиями Великой Отечественной Войны. Задачи: Закреплять знания детей о том, как защищали свою страну русские люди в годы Великой Отечественной войны; воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны, заботиться о них. Ход беседы. Воспитатель рассказывает детям: «День Победы – праздник торжественный, но противоречивый. Одновременно радостный и горький: гуляя этим ярким майским днем по нарядным улицам, мы радуемся чистому и мирному небу, но можем замереть вдруг перед Вечным огнем, вспоминая тех, кто погиб на фронте и не увидел этого неба и солнца. Одновременно всенародный и очень личный: мы идем на шумный парад и праздничный концерт, а потом в тишине и одиночестве разглядываем пожелтевшие от времени фотографии и старые ордена, которые надевал когда-то отец, дед или прадед. В каждой семье этот праздник отмечают по-своему, но эти традиции всегда связаны с памятью и преемственностью поколений. Сегодня мы решили рассказать о самых распространенных способах семейного празднования Дня Победы. Наверняка вы узнаете в некоторых собственные традиции, заведенные еще до вашего появления на свет. Ведь традиции – это та нить, которая накрепко связывает между собой разные поколения семьи и делает ее по-настоящему крепкой. Самая распространённая традиция парад Победы и салют. Первый парад Победы прошел на Красной площади 24 июня 1945 года. 40 тысяч воинов-победителей прошли по родной столице торжественным маршем и швырнули к подножию мавзолея две сотни черных знамен и штандартов разгромленных фашистских армий. А вот торжественный салют прогремел уже вечером 9 мая 1945 года – в честь разгрома фашистов было сделано 30 залпов из тысячи орудий. Позднее торжественный парад и красочный салют стали неотъемлемыми элементами праздника Победы». (Дети рассказывают как они ходили на парад или смотрели по телевизору). Последнее время появилась новая традиция шествие Бессмертного полка (Дети рассказывают о своём шествии в бессмертном полке или смотрели по телевизору). Еще одна традиция – возлагать цветы (обычно алые гвоздики) к Вечному огню, к памятникам, обелискам и братским могилам. Приходя к памятнику, родители рассказывают ребенку о том, почему здесь горит огонь или в честь кого установлен памятник. Хорошая традиция нашего детства – поздравлять с праздником ветеранов. Если в вашей семье еще живы те, кто помнит войну – обязательно найдите время заглянуть к ним, подарить букет цветов или самодельную открытку, прочитать стихи, провести время вместе. Если же у вас не осталось живых родственников-фронтовиков, можно пойти поздравлять ветеранов на улице. Рефлексия. Мы поговорили о традициях празднования Дня Победы. В этот день все люди, которые помнят и скорбят о погибших во время воины людях, и в честь тех ветеранов которые живут среди нас, прикрепляют на свою одежду, сумки, автомобили и другие предметы, георгиевскую ленточку. И пусть эти маленькие ваши ленточки радуют наших ветеранов , мы помним об их подвиге, мы гордимся ими!
5. ООД «Дружная семья» Задачи. Формировать элементарные представления о семье как о явлении общественной жизни. Знакомить детей со словами, обозначающими родство (мама, папа, бабушка, дедушка, дочь, сын, внук, внучка); воспитывать любовь и уважение к родным; развивать эмоциональную отзывчивость, мышление, речь. Материалы. Плоскостные изображения сказочного дома – теремка; членов семьи: мальчика Вани, мамы, папы, дедушки и бабушки, брата и сестры. Ход ООД. Воспитатель помещает изображение сказочного дома на мольберт и начинает рассказ: «В одной волшебной стране, в сказочном городе стоит чудесный теремок, а живет в нем мальчик Ванечка. (Выставляет на мольберте плоскостное изображение мальчика.) Ребята, как вы думаете, хорошо ли Ване живется в теремке? (Хорошо.) Дом большой, а мальчик Ваня еще маленький, неужели он там один живет? (Конечно нет.) А кто еще живет в тереме? Давайте подумаем. У Ванечки, наверное, есть родные. Кто это? (У Вани есть мама и папа.) (Воспитатель предлагает ребятам прикрепить к мольберту изображения мамы и папы.) Мальчик Ваня живет не один, с ним живут его родители, его мама и папа. У Вани есть мама. Давайте подумаем, какой она может быть? Какие ваши мамы? (Добрая, ласковая, заботливая.) У Вани есть папа. Как вы думаете, какой у Вани папа? (Добрый, заботливый.) Мама и папа – это родители Вани. А мальчик Ваня кто им, как вы думаете? (Ваня их сын.) Кто еще, по вашему мнению, может жить вместе с Ваней и его родителями? (Бабушка и дедушка.) А для них кто мальчик Ваня? Кем он им приходится? (Ваня для своих бабушки и дедушки внук.) (Воспитатель просит ребят прикрепить к мольберту изображения дедушки и бабушки.) Вот как много людей живет в сказочном теремке, все они родные друг другу. Мы узнали, что у Вани много родных: родители – мама и папа, бабушка, дедушка». Физкультминутка Пальчиковая гимнастика сопровождается русской народной потешкой: Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папенька, Этот пальчик – маменька, Этот пальчик – наш малыш, Наш малыш! Зовут его Ванюша! Воспитатель спрашивает у детей: «Кто еще из родных может жить с Ваней в теремке?» (Братья и сестры.) Объясняет, что у мальчика Вани есть старший брат и младшая сестра. Предлагает ребятам прикрепить их изображения к мольберту и говорит: «Как хорошо теперь живется в сказочном теремке, как много у Вани родных. Все любят друг друга, заботятся друг о друге, взрослые играют с детьми, а дети помогают взрослым. Как мы можем назвать всех этих людей: детей, их родителей, дедушку и бабушку? (Это – семья. Все эти люди – члены семьи, родные.) Давайте вспомним, кто это, кем они приходятся друг другу. Кто Ваня для своих мамы и папы? (Сын.) А кем приходится им сестра Вани? (Она их дочь.) А кто для родителей Вани его брат? (Их сын.) У родителей Вани трое детей – двое сыновей и одна дочь. А кем приходятся эти дети бабушке и дедушке? (Они их внуки. Сестра Вани – внучка, а Ваня с братом – внуки.)» Рефлексия: «У нас у всех тоже есть семьи. Вы для своих родителей сыновья и дочери, для бабушек и дедушек – внуки и внучки. У некоторых из вас есть, как и у Вани, братья или сестры, для которых вы тоже брат или сестра».
6. ООД «Моя семья». Задачи. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи; уточнять и обобщать знания детей о семье, о том, кто такие родные; формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи ребенка; совершенствовать умение составлять короткий рассказ о своей семье, называя имена и отчества родных; закреплять умение выразительно декламировать стихи, понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье; развивать связную речь, познавательные интересы, логическое мышление. Материалы: Силуэт дерева из плотной ткани или картона (его прикрепляют на стене или ширме) – диаметр кроны 150 см или более – в зависимости от количества детей в группе); листья, вырезанные из плотной цветной бумаги зеленого цвета, с наклеенными на них фотографиями детей и их родных, репродукции семейных портретов. Ход ООД. Ребята сидят на стульчиках полукругом в игровой зоне. Воспитатель привлекает их внимание к репродукциям, размещенным на мольбертах (А. Ван Дейк «Семейный портрет», Я. Колокольников-Воронин «Автопортрет с женой и сыном», Ю. Кугач «В субботу», Серебрякова «Автопортрет с дочерьми», И. Хомутова «Семья»). Воспитатель спрашивает: «Что объединяет все эти картины? Кто изображен на этих картинах? (Семьи.) Почему вы решили, что на картинах изображены семьи? Картины ведь все такие разные?» (На картинах нарисованы родители и дети: мамы, папы, дочери, сыновья. Здесь есть картина, на которой изображены дедушка, бабушка, папа, мама и дети.) Педагог предлагает каждому ребенку выбрать картину, которая ему больше всего понравилась, подойти к репродукции и рассказать о ней. Затем анализирует короткие рассказы детей, делает вывод: картины объединяет их добрый настрой; количество людей, изображенных на картинах разное, состав семей тоже; одни семьи жили очень давно, много лет и даже веков назад, другие – наши современники, но художникам, нарисовавшим портреты этих людей, удалось передать их любовь друг к другу, нежность и заботу. Родители ласково обнимают детей. Воспитатель спрашивает: «Как вы думаете, что такое семья? (Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.) Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Это наши родные, родственники, родня». Воспитатель предлагает детям прочитать стихотворение Я. Акима «Моя родня». Затем спрашивает: «Как вы считаете, все ли персонажи, герои этого стихотворения являютс |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.